МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД


Аналитический отчет
за межаттестационный период
с 2018г. по 2019г.


ЗАЩИТА АНАЛИТИЧЕСКОГО ОТЧЕТА







Цель аналитического отчёта:
проанализировать и дать оценку собственной педагогической деятельности за межаттестационный период.
Задачи:
§  анализ полученных результатов в межаттестационный период;
§  установление причинно-следственных связей между результатом образования и условиями их получения;
§  самооценка эффективности педагогической деятельности;
§   выявление противоречий и проблем, вновь возникших в межаттестационный период;
§   проектирование путей решения этих проблем на следующий межаттестационный период.



Содержание

Введение………………………………………...……………………...…...4
1.Аналитическая часть……………………………..………………………6
1.1. Анализ результатов деятельности педагога замежаттестационный период………………………………………………………..…………………….6
1.2. Анализ условий для достижения достигнутых результатов за межаттестационный период……………………………….……………………13
2.Проектная часть…………………………………….…………………..18
Заключение…...…………………………………….……………….…….21
Список литературы………………………………………….……………….…22


ВВЕДЕНИЕ
Ребенок на каждом возрастном этапе наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становиться благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензитивный период своего развития.
В словаре по психологии возрастная сензитивность определяется как присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии ребёнка в целом.
Мнение большинства ученых совпадает, что именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
·        является основой для интеллектуального развития;
·        упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
·        обеспечивает усвоение сенсорных эталонов (форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус);
·        развивает внимание и наблюдательность;
·        влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;
·        является основой для развития воображения;
·        дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
·        позитивно влияет на эстетические чувства;
·        обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
·        готовит к реальной жизни.
Сенсорное развитие осуществляется целенаправленно посредством развития у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и. т. д.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Но если восприятие происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Анализ существующего состояния позволил выявить ряд проблем:
- несовершенство условий для организации игр, направленных на сенсорное развитие детей в группе;
- низкий уровень сенсорного развития детей, вновь поступивших в детский сад;
- низкий уровень компетентности родителей в понимании значения сенсорного воспитания ребенка.
Отсюда возникает необходимость разработки системы мероприятий по организации сенсорного развития детей, как важной составляющей фундамента общего умственного развития ребенка.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно выделить следующее противоречие: между необходимостью целенаправленного сенсорного развития детей и несовершенством условий для развития детей в этом направлении. Необходимость разрешения указанного противоречия определила цель: сенсорное развитие воспитанников посредством организации развивающей среды и взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Объект исследования: процесс сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия, способствующие сенсорному развитию детей.
Для решения цели поставлены следующие задачи:
1.Выстроить систему работы по самообразованию через изучение нормативных документов и методической литературы по проблеме.
2.Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду для обеспечения разностороннего развития детей, с учетом предпочтений и индивидуальных особенностей детей.
3.Определить и внедрить эффективные формы, методы и приёмы образовательной деятельности, направленные на сенсорное развитие детей.
4.Обеспечить возможность активного включения родителей в образовательный процесс на основе партнерского взаимодействия, совместной детско-взрослой деятельности в условиях семьи и дошкольного учреждения.






1.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Анализ результатов деятельности педагога за межаттестационный период
Работаю с детьми младшей группы, в связи с этим обозначила цель педагогической деятельности на межаттестационный период - сенсорное развитие воспитанников посредством организации развивающей среды и взаимодействия всех участников образовательных отношений.
Отмечается положительная динамика развития детей в соответствии с возрастом по всем показателям сенсорного развития (август 2018г.: цвет -32%, величина – 12%, форма – 16%; январь 2019г.: цвет – 92%, величина – 64%, форма – 60%), а также видна положительная динамика в развитии речи и использовании детьми активного словаря (август 2018г.- 24%, январь 2019г – 64%), используют игровые навыки и действия с предметами (в августе 2018 - 68%, январь 2019г – 96%), активно конструируют (август 2018 -16 %, январь 2019г – 60 %).
В группе создала благоприятный психологический климат для успешной адаптации воспитанников. Организовала места для активной игры и уединения. Для установления эмоционального контакта детей друг с другом использую разные коммуникативные игры: «На лужок», «Круг – кружочек», «Найди дружочка», «Я большой», «Как у наших ребят». Ввела традицию слушание спокойной музыки перед сном. В результате практически у всех воспитанников была легкая степень адаптации к условиям детского сада (92%).
Сформированы умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:
¾   дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;
¾   группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период;
¾   соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре;
¾   ориентируются в семи цветах спектра, знают черный и белый цвета,  находят  их по образцу, по просьбе взрослого;
¾   отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).
¾   активно пользуются общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета;
¾   собирают последовательно (матрешку, мисочку, формочку, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе  взрослого и в самостоятельной игре);
¾    подбирают плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат);
¾   наглядно ориентируются в конфигурации объемных геометрических тел, подбирает к соответствующим по форме отверстиям: шар, куб, призма, цилиндр, кирпичик, конус;
¾   собирают пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру);
¾   находят и может назвать большой, маленький предмет, средний - между ними;
¾   составляют картинку из двух частей;
¾   рисуют кружочки, овал, проводят линии, изображают прямоугольные предметы;
¾   закрашивают; подражают образцу.
¾   раскатывают комочки пластилина в ладонях; соединяют части.
лепят несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

В межаттестационный период добилась стабильных результатов развития воспитанников по всем образовательным областям.

Социально-коммуникативное развитие

Дети понимают и используют в речи нравственно ценную лексику (хорошо — плохо, нехорошо, некрасиво, добрый — злой и др.), совершают некоторые нравственно направленные действия (гладит по голове, утешая друга). При входе в группу все дети здороваются. Совместно с родителями и детьми придумываем необычные жесты приветствия.
Дети демонстрируют конструктивные способы взаимодействия со сверстниками (приглашают сверстника к деятельности, выполняют действия совместно).
С целью расширения знаний о мире профессий, знакомства с разнообразием орудий труда, технологических процессов, формирования интереса к трудовой деятельности взрослых и уважительного отношения к труду в целом в рамках реализации годовой задачи детского сада разработала и реализовала цикл проектов. Итоговым мероприятием проекта «Где работают мои родители» (2018г.) послужила фотовыставка, где дети рассказывали о рабочем месте родственников. Для проекта «Как колосок хлебом на стол пришёл?» (2019г.) оформила макет «От поля до прилавка». Дети познакомились с сельскохозяйственными профессиями и машинами, сеяли зерно и наблюдали за всходами, научились молоть муку и замешивать тесто. Изготовила лэпбук и дидактические игры по ранней профориетации детей: «Кто где работает?», «Для человека, какой профессии это нужно?», пазлы и мемори по теме «Профессии». Для коллег детского сада в рамках работы по ранней профориетации дошкольников в ноябре 2018г. состоялся открытый показ образовательной деятельности по теме «Службы спасения».
В 2018 году был реализован проект «Азбука безопасности». В ходе которого дошкольники усвоили первоначальные знания о правилах пожарной, дорожной безопасности, отработали практические навыки поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций на улице, в быту, на природе.

Познавательное развитие


Результаты педагогических наблюдений по познавательному развитию:
·        Дети выделяют отдельные признаки предметов, находят сходства предметов по признакам; сравнивают предметы контрастных и одинаковых размеров;
·        самостоятельно воспроизводят простые конструкции (гараж, дом, шкаф) и их преобразования (высокие, низкие дома), проявляют творческую активности в процессе воплощения различных вариантов конструкций;
·        знают город и страну, а некоторые дети и адрес проживания;
·        задают вопросы об отвлеченных вещах, способны к простому рассуждению.
Для формирования у детей представлений о сезонных изменениях создала и активно использую в своей работе дидактическую игру «Времена года», дети различают и с желанием рассказывают о сезонных изменениях, пытаются самостоятельно объяснить явления природы.
Ежегодно в весенне-летний период реализую проект «Огород на окошке», который способствует развитию у детей познавательно-исследовательской активности, любознательности, закреплению правил безопасности во время трудовой деятельности, любви к природе.


Речевое развитие


Дети понимают и используют некоторые обобщающие понятия (платье, рубашка — это одежда; кукла, мишка, мяч — игрушки и т. д.), семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве (дом — строят, рыба — плывёт и т. д.), называют предметы быта непосредственного окружения (посуды, мебели), предметы личного пользования (одежда, гигиенические принадлежности, игрушки), названия объектов природы и др.; используют слова с противоположным значением в процессе рассматривания предмета (этот мишка большой, а тот маленький). Об эмоционально значимых предметах, событиях дети рассказывают в трёх четырёх простых предложениях.
Логопедом выявлены проблемы звуковой культуры речи у многих детей группы. Имеется ребёнок, который совсем не говорит. Проблема развития речи и коммуникации актуальна и решается через разнообразные формы: сюжетно-ролевые игры, театрализованную деятельность, групповые и индивидуальные занятия, проектную деятельность и взаимодействие с родителями.
В 2019 году в ходе реализации проекта «Умные пальчики» дети разучивали стишки и потешки для обыгрывания сшитой родителями пальчиковой игрушки.

Художественно-эстетическое развитие


Дети стремятся правильно действовать с изобразительным, пластическим и конструктивным материалами. Для развития эстетического вкуса и творческих способностей детей использовала нетрадиционные техники рисования: рисование ладошками, песком, кляксографию ниточкой, пластилинографию и многое другое. В результате у детей повысился уровень развития навыков рисования, лепки и аппликации. Дети проявляют интерес и творчество в изобразительной деятельности, активно участвуют в конкурсах.
Совместно с родителями ежегодно участвуют в выставках семейных поделок «Зимние фантазии», «Осенние фантазии», «Пасха красная», «Шедевры кулинарного искусства», что вызывает множество положительных эмоций у воспитанников и родителей.
Воспитанники ориентируются в свойствах музыкального звука (громко-тихо, весёлая-грустная). Понимают простейшие музыкальные образы (лисы, медведя, зайчика и др.) в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки; узнают знакомые песни, малые фольклорные формы.


Физическое развитие
У детей сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Для достижения данных показателей вела целенаправленную работу по формированию у детей интереса и ценностного отношения к физической культуре и спорту. Использую здоровьесберегающие технологии: закаливание, различные виды гимнастик (пальчиковую, дыхательную), элементы Су-Джок терапии.
С детьми подготовительной группы организовала спортивные праздники («Весёлые старты», «Малые олимпийские игры»), а также ежегодно участвуем в спортивных мероприятиях объединения («Зарничка», «Мама, папа, я – спортивная семья»), сдаём нормы ГТО. Спортивные мероприятия способствовали развитию у детей ловкости, быстроты, координации движений, важнейших морально-волевых и дружеских качеств. Для формирования у детей младшей группы элементарной культуры поведения во время приёма пищи, навыков самообслуживания, правильного использования предметов личной гигиены разработала и реализую совместно с родителями проект «Чистюля». Дети познакомились с алгоритмом выполнения культурно – гигиенических навыков, следят за своим внешним видом; умеют правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, насухо вытирать после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком, сформировались простейшие навыки поведения за столом.
Воспитанники моей группы приняли участие в творческих конкурсах:
-Всероссийский робототехнический форум дошкольных образовательных организаций «ИКаРёнок», творческий конкурс для детей младшего дошкольного возраста «ИКаРёнок с пелёнок-2018» (участие);
-Всероссийский конкурс «Путь к успеху», номинации: «День защитника отечества» (2018г., 3место); «8 марта» (2018г., 1место); "Весна " (2018г., 1место), "Мое творчество" (2018г., 2место), "Дары осени" (2018г., 1место);
-Областной фестиваль ТЕХНО – КВЕСТ - 2018, Техно-выставка «Проект Иннопарк» (участие);
-Всероссийский конкурс «В мире домашних животных» от Всероссийского издания «Альманах педагога» (2018г., 1 место);
-городской конкурс «Олимпийские игры дошкольников-2018», соревнования «Прыжок в длину» (2018г., 3 место),
-городской конкурс детского творчества «Пасха Красная» (2018г.).
В соответствии с Законом «Об образовании» и ФГОС ДО родители (законные представители) являются полноценными партнерами и основными социальными заказчиками. Поэтому большую роль уделяю взаимодействию с родителями, так как считаю, что только совместная деятельность дает положительные результаты в развитии и воспитании детей.
Осуществляя педагогическую поддержку и сопровождение образовательных инициатив семьи в вопросах воспитания и развития детей, использую разнообразные формы общения с родителями. В социальных сетях зарегистрирована закрытая группа для родителей моих воспитанников.
В группе размещаю фото и видео репортажи о жизни детей в детском саду. Для родителей открыты странички «Безопасность-это важно!», «Советы воспитания», «Внимание-конкурс!». Родители общаются между собой, участвуют в комментариях. На родительском собрании, когда группа создавалась обговаривались правила общения в чате. Такое интернет общение позволило включить родителей в педагогический процесс и расширить поле позитивного сотрудничества. Родители видят результаты развития своего ребенка, владеют информацией о том, что происходит в детском саду, получают советы и рекомендации.
Традиционно в неделю безопасности привлекаю родителей к участию в акции «Родительский патруль» по двум направлениям: наличие световозвращающих элементов на одежде детей и соблюдение правил перевозки детей.


1.2. Анализ условий для достижения результатов в межаттестационный период
Для реализации поставленной цели на межаттестационный период работу строила в двух направления: совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы и организация взаимодействия всех участников образовательных отношений для эффективного сенсорного развития воспитанников группы.
Совместно с администрацией детского сада и родителями разработала и внедрила проект по модернизации развивающей предметно-пространственной среды группы соответствующей требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Для соблюдения принципов трансформируемости, полифунциональности предметной среды мебель проектировали индивидуально для каждого центра.
Учитывая влияние развивающей предметно – пространственной среды, как одного из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах и познавательного развития детей оснастила развивающие центры различными материалами, игрушками и играми, чтоб ребенок мог осуществить свою деятельность в единой связи с разнообразной повседневной деятельностью группы. Сенсорное воспитание планомерно и систематически включается во все моменты жизни малыша.
Создала центр сенсорного развития, для которого изготовила игры и пособия на развитие мелкой моторики (цифры-мякиши разного размера и цвета со шнуровками, пуговицами, кнопками, косичками и молниями, игры с завинчиванием крышек «Времена года», «Полянка», пальчиковый театр «Репка», бизиборды), для восприятия формы и величины (игра «Угадай на ощупь», пособие «Геометрия для малышей»), цвета (игры с прищепками), звука (пособие «Шуршащие мешочки»).
Оформила центр «Конструирование», в котором дети имеют возможность работать с разнообразными видами конструкторов, для этого составила схемы сборки разных построек. Конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал позволяют детям определить цвет, материал, форму, виды соединений деталей. Всегда предлагаю многообразие кубиков, фигурок и других деталей, что позволяет детям мыслить творчески и выражать свои взгляды в ходе совместного конструирования придуманных миров.
Конструктивную деятельность организую как с большой группой воспитанников, так и с подгруппой, и индивидуально. Развернуть строительство дети могут на специально созданных для этого подиумах, выдвижных платформах, а также на ковре либо столе.
В группе постоянно действует выставка детского конструирования, где дети презентуют свою работу сверстникам и родителям.
Развитие сенсорных способностей, формирование сенсорных эталонов и перцептивных действий детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации происходит в различных видах деятельности (игры, конструирование, изобразительная деятельность), реализуемых преимущественно в дидактической игре, игре-экспериментировании, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Обучение детей игровым действиям осуществляла последовательно. Сначала я учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Для этого предлагала дидактические игры: «Грибочки по местам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Найди такую же», «Разноцветные поляны», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко», «Цветные гусенички» и др.
Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные».
Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета.
Для закрепления величин – большой и маленький – в группе были подобраны парные игрушки: мишки, зайчики, матрешки, слоники, куклы, мячики, шарики, как одинакового цвета, так и разного. Закрепление величины проводилось как в повседневной жизни – играх, наблюдениях, режимных процессах, самостоятельной деятельности детей.
Работа по восприятию цвета, величины и формы проводилась с учетом индивидуальных особенностей малышей. Ребятам, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись. Малышам, трудно усваивающим материал, предлагались задания в облегченном варианте.
Работу по сенсорному развитию продолжала в сюжетно-ролевых играх.Так, например, в игре «Дом» кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить кружку на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье соответственно поставить синюю кружку и синюю тарелку и т.д.
Затем я учила ребят узнавать цвет по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, предлагала детям найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т.д.»
Особое место в сенсорном развитии детей уделяется играм и упражнениям на развитие мелкой моторики, так как именно они способствуют развитию тактильно-двигательного восприятия.
В ходе реализации проекта «Умные пальчики» (2018-2019гг.) каждому ребёнку была изготовлена сенсорная книжка и пальчиковая кукла для обыгрывания стишков и сказок.
Для развития мелкой моторики использовала пальчиковую гимнастику, игры с мозаикой, пальчиковый театр, шнуровки, пристегалочки, игры с крупами (прячем ручки, рисование на крупе, отгадай, что в мешочке), игры с прищепками и другое.
Изготовила пособия на поддувание («Лесная полянка», «Забей мяч в ворота», султанчики), дидактические игры для развития связной речи («Часть - целое», «Четвёртый лишний», лото «Азбука растений»). Для формирования правильного звукопроизношения детей создала картотеку артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик, мнемотаблицы для составления описательных рассказов.
Для воспитания любви и бережного отношения к природе, развития познавательно-исследовательского интереса в группе создала уголок природы, в нем помещены: поделки из природного материала, материалы для организации элементарного экспериментирования: ёмкости (стаканчики, трубочки), природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, цветные стеклышки.
Для проявления творчества, инициативы детей создала центр «Рисовашка», наполнила его разнообразным материалом: губки, щетки, песок, цветная крупа для нетрадиционных техник рисования, бросовый материал для изготовления авторских поделок. Для обеспечения художественного восприятия совместно с родителями воспитанников собраны альбомы для просматривания («Учимся рисовать», «Пальчиковая живопись», «Матрёшка»); тематические раскраски («Времена года», «В гостях у сказки», «Игрушки»); трафареты («Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Игрушки», «Геометрические фигуры»); открытки; образцы работ.
В свободном доступе в центре размещены различные средства изобразительной деятельности – наборы цветных карандашей и фломастеров, гуашь, цветные восковые мелки, кисточки, бумага разного цвета и размера, солёное тесто для лепки, пластилин. Разнообразие представленных материалов стимулирует у детей творческую деятельность. Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий, помогает узнать и закрепить цвет, форму, размер, структуру (фактуру) материалов для работы.
Для развития физических качеств: скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации; накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями), в своей работе использую такие методы работы с детьми: физкультминутки «Закачалось деревцо», «Мой веселый звонкий мяч», «Медвежата в чаще жили»; подвижные игры «Гуси-лебеди», «Лохматый пес», «Хоровод»; беседы «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься».
В центр физического развития изготовила султанчики, вожжи, кольцо для игры «Попади в цель», массажные дорожки. Занимаясь в центре дети закрепляют знания о форме, цвете, различают материалы при помощи тактильных ощущений. Составила картотеки пальчиковой гимнастики, подвижных игр и игр народов Свердловской области и России.
В педагогической практике реализую современные образовательные технологии и формы работы:
- метод проектов. Проект «Посткроссинг» (2018г.) через создание детьми и обмен открытками между детскими садами России помог сформировать у детей представление о родном городе, привить любовь и уважение к Родине. С его помощью дети познакомились с разными городами России.
- игровые технологии. Для развития логического мышления, моторики рук, конструкторских способностей и воображения использую геоконт, палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. В результате дети легко различают и называют цвета, фигуры, у них развита мелкая и крупная моторика рук;
- технология ТРИЗ с применением пособия «Круги Луллия». Это пособие помогает решать следующие задачи: осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром; способствовать развитию интереса к поисковой и исследовательской деятельности; формировать элементарные математические представления (форма, размер, ориентировка в пространстве, часть и целое); развитие связной речи и многое другое;
- технология Лэпбук. В 2018 году создала лэпбук «Профессии» для расширения и обобщения представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях. Для работы над проектом «Матрёшка» изготовила лэпбук с познавательными карточками, дидактическими играми, схемами росписи матрёшек. Дети познакомились с историей возникновения матрёшки и способами её изготовления. Ежеквартально обновляю лэпбук «Четыре сезона»;
- технология «Детское портфолио» позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход в образовательной деятельности. В 2018г. совместно с родителями младшей группы завели каждому ребенку папку-портфолио, продумали оформление, разделы и подразделы портфолио.
- коллекционирование. Вместе с семьями воспитанников собрали коллекции волчков (2018г.), матрешек (2019г.). Технология коллекционирования позволила детям заниматься поисково – исследовательской деятельностью, развивать внимание и память;
- экспериментирование для развития любознательности, наблюдательности. В результате у детей появился исследовательский интерес и склонность наблюдать, дети овладели способами обследования предметов.
В 2018 г. внедрила новую форму работы с детьми - «Адвент-календарь или календарь ожидания праздника». По календарю дети наблюдали, сколько дней осталось до долгожданного зимнего праздника – Нового года. Ежедневно, открывая заветный конвертик с датой текущего дня, дети обнаруживали там, либо задание, либо подарок. Дети очень ждали этого момента и торопились в детский сад. В конвертике скрывалось и домашнее задание - изготовить на выставку символ года – свинку. В результате дети проявили творческую и познавательную активность, узнали о порядке следования дней недели.
На уровне детского сада являлась участником творческо-поисковых групп: 2018г.-«Разработка и организация терренкура на зимнем участке», «Планирование летней оздоровительной кампании», 2019г.-«Лего-студия».
Активно использую информационно-коммуникационные технологии. Для фиксации результатов, накопления и оценки собственных достижений веду электронное портфолио воспитателя (http://portfoliokirpichikova.blogspot.com)
Принимала участие в следующих конкурсах:
-Всероссийский конкурс «Основные требования ФГОС дошкольного образования» от Всероссийского издания «Альманах педагога» (2018г., 3 место);
-Всероссийская блиц-олимпиада «Время знаний», номинация «Утренняя гимнастика в ДОУ» (2018г., 2 место).

2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. В основе образовательных отношений стоит модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.
Сегодня в дошкольном образовании есть один очень серьезный недостаток. Большая часть образовательной деятельности проходит фронтально: воспитатель выдает информацию, а дети воспринимают. Образование является стандартизированным: в нем детям постоянно предлагаются шаблоны, а дальше педагоги смотрят, насколько хорошо шаблоны усваиваются. По сути, мы редко даем детям решать открытые задачи творчески.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игровая деятельность пронизывает все сферы детской жизни и служит серьёзным образовательным инструментом. Именно игры позволяют развивать в деятельности необходимые компетенции, во многом восполняя пробелы фронтальной педагогики. Игровая среда подразумевает свободу выбора и самоопределения. Таким образом и образовательный эффект в играх значительно усиливается, так как внутренняя мотивация выступает его катализатором.
Максимальный эффект от игры будет получен если педагог заранее продумает цели, содержание и наполнение игры, если игровая деятельность будет организована как технология. Образовательная деятельность, построенная на игровых технологиях, проходит очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы и равенства.
Анализируя свою педагогическую деятельность, пришла к выводу, что игра не даёт того максимального эффекта, который хотелось бы получить. Поэтому на следующий межаттестационный период целью моей работы будет являться развитие познавательной активности детей через внедрение игровых образовательных технологий.
Задачи:
·            Изучить литературу, пройти курсы повышения квалификациии, проанализировать педагогически опыт по применению игровых технологий;
·            Совершенствовать предметно-пространственную среду для развития познавательных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
·            Разработать перспективное планирование по всем возрастным категория детей, серию конструктов по реализации технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей дошкольников В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»;
·            Обеспечить включение родителей в процесс развития интеллектуальных  способностей дошкольников через организацию развивающих игр;
·            Осуществить мониторинг по выявлению эффективности образовательной деятельности по развитию познавательной активности детей;
·            Представить опыт работы педагогическому и родительскому сообществу.
Объект: развитие познавательной активности детей.
Предмет: игровые образовательные технологии.
Планируемый результат:
Дети - активные, самостоятельные, любознательные, проявляющие познавательную активность;
Родители - активные участники образовательных отношений, поддерживающие любознательность и интерес детей.
Педагог - компетентен в области применения современных образовательных технологий, в том числе технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей дошкольников В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Для достижения поставленной цели и решения намеченных задач в следующий межаттестационный период планирую осуществлять деятельность поэтапно.
Этапы
Планируемая деятельность
Предполагаемый результат
1 этап март 2019г.-август 2019г.
Диагностико - ­ прогностический
Изучить и проанализировать нормативно-правовую документацию, методическую литературу, рабочую программу с позиции выдвинутых противоречий.
Осуществлять разработку плана работы с учетом поставленной цели.
Изучена методическая литература по внедрению игровых технологий: «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича.
Разработаны перспективные планы по внедрению игровых технологий для всех возрастных групп.
2 этап сентябрь 2019 - 2023г.

Технологический
Определить и создать спектр условий для достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС к условиям реализации ОП ДО.
Спроектировать образовательную деятельность с учетом деятельностного подхода и развития познавательной активности детей.
Дополнить развивающую предметно-пространственную среду играми, пособиями, материалами для развития интеллектуальных способностей и познавательного интереса детей.
Внедрить эффективные формы работы с детьми на развитие познавательного интереса.
Созданы условия для достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС к условиям реализации ООП ДО.
1.Разработан и внедрен проект на основе игровых образовательных технологий «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича.
2.Дополнена развивающая предметно-пространственная среда наглядными, дидактическими пособиями, оборудованием и материалами для развития интеллектуальных способностей и познавательного интереса детей.
3.Реализованы детско-взрослые проекты, организованы образовательные квесты.
4.Дети и родители активные участники конкурсного движения.
5. Мониторинг развития познавательного интереса детей и соответствующая коррекция планов.
6.Повышение компетентности родителей в вопросах познавательного развития ребенка (участие родителей в круглых столах, мастер-классах, посещение открытых занятий).
7. Презентация опыта работы педагогическому и родительскому сообществу (участие в Декаде педагогических достижений, в конкурсах педагогического мастерства на разных уровнях)
3 этап
2023 – 2024г.г.
Аналитический
Реализация содержания намеченного плана с ежегодным проведением процедуры самоанализа ее результативности и достижения намеченной цели. На аналитическом этапе буду осуществлять анализ результатов собственной деятельности, сбор и систематизацию материала по реализации темы, обобщение и представление педагогического опыта по теме педагогическому и родительскому сообществу.
Подведение результатов мониторинга воспитанников по развитию познавательного интереса детей.
Оформление полученных результатов за межаттестационный период.
Представление результатов деятельности за межаттестационный период педагогическому и родительскому сообществу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи в любом виде деятельности, занимают сенсорные способности. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в дошкольном детстве. Именно поэтому мною была выбрана данная тема исследования.
Исходя из анализа результатов образовательной деятельности и условий их достижения, можно отметить положительные тенденции в моей профессиональной деятельности:
·                        повысилась компетентность в использовании современных методик и технологий образования детей дошкольного возраста;
·                        прослеживается положительная динамика уровня освоения детьми основной общеобразовательной программы по всем направлениям развития;
·                        созданы благоприятные условия сенсорного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
· систематизирована работа по сенсорному развитию детей младшего возраста;
·                        развивающая предметно-пространственная среда в группе постоянно совершенствуется и в целом соответствует современным тенденциям развития дошкольного образования;
·                        налажено продуктивное взаимодействие с родителями воспитанников.
Считаю свою работу удовлетворительной, результативной и востребованной детьми, родителями и коллегами.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. cада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
2.    Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников./ Под ред. Л.А.Венгера. М., 1978. 96 с.
3.    Косимова Т. А. Игра в жизни ребенка // Дополнительное образование в школе. №2. 2007г.
4.    Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М., Мозаика-Синтез., 2005.
5.    Пилюгина Э.Г.Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста / Книга для воспитателей детского сада и родителей, - М., «Просвещение», АО « Учебная литература», 1996,
6.     Рожков, О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2 – 4-ого года жизни [ТЕКСТ]: Методические рекомендации./ О.П.Рожков, И.В.Дворова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство ИПО «МОРЭК», 2004.
7.     Сенсорное развитие детей 3-4 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения. М., Учитель, 2014.
Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А.,  Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 1

Комментариев нет:

Отправить комментарий